ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Своим происхождением SAS обязана англо-бурской войне. Во время нее буры применяли небольшие, мобильные конные группы, молниеносно передвигавшиеся в тылу врага, расстраивая оборону британских войск и нарушая нормальное функционирование армии (эта же война, кстати, положила начало разработке и внедрению защитной формы цвета хаки). Немцы подхватили эту идею, создав в конце Первой мировой войны небольшие группы ударных частей, способных действовать самостоятельно за линией фронта и выполнять боевые задачи.

После поражения под Дюнкерком англичане вспомнили об идее COMMANDO - философии перенесения войны на вражескую территорию. Офицер Генерального штаба Дадли Кларк видел в Палестине действие маленьких групп в тылу врага, которые связывали войска, наводя на них панику быстрыми уколами и разрушениями. Он приготовил рапорт сэру Джону Диллу, начальнику Генерального штаба Империи. В этом меморандуме он разработал концепцию небольших, ударных боевых групп. Уинстон Черчиль поддержал эту идею, и в середине июня 1940 года были созданы “Штурмовые группы” или “Леопарды”. Туда принимали только добровольцев и эти группы представляли собой отдушину в традиционной армейской жизни для неудовлетворенных, романтических натур. Сначала собралось 180 человек офицеров и солдат под началом Дадли Кларка. Они провели успешную операцию, переправившись через Ла-Манш, что укрепило развитие идеи и, вопреки воле Кларка, подобное формирование получило название “Батальон Специальной Службы”. Хотя аббревиатура очень походила на название германских SS, она хорошо адаптировалась. Черчиль, на которого большое впечатление произвели успехи германских парашютистов, настаивал на создании подобных формирований, в результате чего был создан “Батальон Специальной Службы Коммандо №2” для парашютных операций, базирующийся на аэродроме Рингуэй около Манчестера. В ноябре 1940 года Коммандо №2 были переименованы в “11 Батальон Специальной Воздушной Службы”, чтобы подчеркнуть их готовность к воздушно-десантной работе. Таким образом возникла аббревиатура SAS (Special Air Service) – “Специальная Воздушная Служба”. Но развитие парашютных войск шло самостоятельно и в сентябре 1941 года 11 Батальон SAS стал 1 Парашютным батальоном, который вошел в 1-ю Парашютную бригаду. 2-я Парашютная бригада была сформирована в Нью-Дели в Индии из британцев и гуркхов.

Несколько подразделений Коммандо были сформированы из Королевских гвардейцев, Королевских морских пехотинцев и Сомерсетских легких стрелков для действий в Северной Африке. Командование предполагало доставлять их к месту назначения морским путем. Молодой сублейтенант Шотландских гвардейцев Дэвид Стирлинг предположил, что при невозможности доставить бойцов морским путем, их можно выбрасывать на парашюте. Когда его друг Джок Левис получил разрешение начальства на эксперименты с парашютом, они начали проводить свои парашютные упражнения. В июне 1941 года на Среднем Востоке не существовало парашютных школ, и Левис, Стирлинг и еще шесть Коммандо стали тренироваться на свой страх и риск, используя древний бомбардировщик “Валенсия”. Во время этих упражнений Стирлинг повредил себе спину и оказался в Шотландском военном госпитале в Александрии с временно парализованными ногами. Он использовал свое вынужденное безделье для того, чтобы изложить на бумаге свои идеи о воздушно-десантных операциях Коммандо. Стирлинг предположил, что вместо лобовой атаки с моря большими силами, можно использовать небольшие отряды. Группа, численностью до 60 человек, разбитая на четверки, десантируется недалеко от вражеского объекта, подбирается к нему под покровом ночной темноты, совершает свою разрушительную акцию и уходит в пустыню, где их ожидает механизированный патруль, который доставляет десантников обратно за линию фронта союзников.

К тому времени командование войск союзников на Среднем Востоке находилось под давлением Черчиля об использовании отборных войск для специальных операций. С другой стороны, ранняя концепция Кларка, основанная на высадке Коммандос с моря, подверглась серьезным критическим оценкам. Как бы не велика была храбрость добровольцев, отсутствие подготовки для проведения специальных операций приводила к серьезным недочетам и большим потерям. Из-за больших потерь в операциях в Сирии, на Крите и в Тобруке, ранее созданные группы Коммандо были расформированы в конце 1941 года (последним камнем послужила неудачная операция по захвату Роммеля).

Стирлинг получил задание собрать 66 человек из старых соединений. Им присвоили код подразделения "L" и с той поры отряд должен был стать подразделением парашютистов-коммандо, известным, как Бригада Специальной Воздушной Службы, хотя в действительности на бумаге такого соединения не существовало. Но к тому времени парашютисты Соединенного Королевства именовались 11 Батальоном Специальной Воздушной Службы, так что использование Стирлингом титула SAS было вполне правомочным. Стирлингу присвоили звание капитана и проводили со словами, что он снял тяжелый груз с плеч Кларка. В таких несколько грустных и сложных условиях и родилось то соединение, которое с тех пор во всем мире известно под наименованием SAS - Специальная Воздушная Служба.

 

© S-A-S-1947

Конструктор сайтовuCoz